Правила сбора лекарственных трав

Правила сбора лекарственных трав

В качестве лекарственного сырья используют разные, но у каждого вида растений строго определенные органы и части, в которых накапливаются те или иные биологически активные соединения, определяющие терапевтическую ценность этого сырья. Естественно, время и техника заготовки сырья в каждом конкретном случае различается. С одной стороны, выгоднее заготавливать то или иное сырье, когда в нем отмечается максимум накопления биологически активных веществ (их содержание колеблется в разные фазы развития растения). С другой стороны, важно, чтобы заготовки велись тогда, когда данный орган или часть растения, которые идут на сырье, достигли наибольших размеров.
В подземных органах максимум накопления действующих веществ приходится, как правило, на период относительного покоя растений, т. е. на конец вегетации. К осени и сами подземные части растения заканчивают рост, оказываются наиболее массивными, поэтому период с конца вегетации до начала весеннего отрастания — оптимальный срок заготовки корней, корневищ, луковиц, клубней и других подземных органов. На практике заготовку ведут обычно осенью, когда надземные части начинают увядать, ибо после их полного отмирания поиски нужного растения становятся затруднительными. Позднеосенняя и ранневесенняя заготовки оправданы еще и тем, что растение ко времени выкопки его подземных органов успевает полностью обсемениться, что чрезвычайно важно для восстановления зарослей после заготовок. После выкопки сырье необходимо отряхнуть от остатков почвы, желательно сразу промыть в проточной воде, порезать на мелкие куски и высушить.
Надземные вегетативные части («траву» или отдельно листья) заготавливают, как правило, при бутонизации и в начале цветения растений. Именно на эту фазу приходится обычно максимум содержания в зеленых частях растения биологически активных веществ. Ктому же перед цветением надземные побеги большинства растений достигают наибольшей высоты и, следовательно, массы. Травянистые растения, сырьем которых является «трава», т.е. целые надземные побеги, срезают обычно серпом или садовым ножом на разном уровне от поверхности почвы: более нежные — почти у корневой шейки; наоборот, достаточно грубые (например, пустырник) — ближе к верхушке. Хотя и говорится «надземная масса», на самом деле целебные вещества содержат в основном листья и цветки, поэтому именно они желательны в составе сырья, а толстые стебли — явный балласт. По этой причине для многих растений правильнее говорить, что сырьем у них является не вся надземная масса, а верхушки цветущих побегов. Обращаем внимание на то, что побеги следует именно срезать, а не срывать, так как при обрывании часто надземные побеги выдергиваются вместе с почками возобновления, расположенными на прикорневых частях стеблей, а это ведет к ослаблению и даже гибели растения. С деревьев и кустарников листья собирают нередко все лето, до начала пожелтения перед листопадом, однако предпочтительнее все-таки более молодые листья.
Соцветия, отдельные цветки и их части собирают в начале цветения. Этот срок особенно важен для корзинок сложноцветных, так как соцветия, собранные при отцветании, при сушке сильно рассыпаются. К тому же развивающиеся в них плоды могут иметь другой химический состав. Плоды и семена заготавливают при полной спелости. Крайне желательно при заготовках часть цветков и плодов оставлять на растениях для обсеменения и естественного восстановления зарослей. Это важно еще и потому, что для многих диких животных, особенно птиц, плоды дикорастущих деревьев, кустарников и трав — важный зимний корм.
Кору стволов и ветвей заготавливают весной во время интенсивного сокодвижения, когда она легко отделяется от древесины. Почки деревьев и кустарников собирают рано весной, когда они набухли, но еще не начали распускаться. Почки березы и сосны можно срезать и в конце зимы. Чаще всего для сбора почек срезают верхушки ветвей и с них обрезают или обрывают почки. Если же приходится срывать почки с живых побегов, то с каждой ветви нужно срезать не более четверти почек, чтобы за счет оставшихся побег мог более или менее нормально функционировать. Следует помнить, что заготовку сырья древесных растений, особенно коры и почек, в лесах можно проводить лишь с разрешения органов лесной охраны на специально отведенных участках. Рачительные хозяева сочетают заготовку сырья с рубками ухода за лесом, когда часть деревьев и кустарников вырубается и их можно использовать для обдирания с них коры или срезания почек. Еще большие возможности для сбора лекарственного сырья появляются на лесосеках.
При любых заготовках лекарственного и другого сырья нужно заботиться о завтрашнем дне, не губить заросли. Следует помнить, что всякое вмешательство человека в естественные природные процессы, тем более любое отчуждение каких-либо частей растений (кроме, может быть, плодов и семян), мягко выражаясь, не способствует процветанию растительного сообщества. Наоборот, заготовки сырья наносят растениям тяжелую травму, поэтому нужно стремиться часть особей оставлять вообще нетронутыми. Особенно это актуально, если на сырье срезают всю надземную массу и тем более, если выкапывают корневища и корни. В таких случаях как минимум 10% растений нужно оставлять в качестве семенников. К так называемым дарам природы нужно относиться по-хозяйски, стремиться к тому, чтобы их хватило не только нам, но и потомкам наших потомков. Для этого не требуется знать какие-то особые правила. Важно лишь при заготовках соблюдать умеренность и не оставлять после себя «пустыню».
Заготовке лекарственных растений народная медицина придавала ритуальное значение. Некоторые травы должен рвать сам больной, только в этом случае они окажут лечебное действие. Срывая растение, человек убивает его. Поэтому он должен мысленно обращаться к нему с просьбой о помощи и просить прощения за нанесение вреда. Собирать необходимо только нужное количество сырья. У народных целителей сохранилось немало молитв и заговоров, которые нужно произносить при сборе трав. Основная молитва звучит так:
«Земля-Мати, благослови меня травы брати, и ты, тpaвa, мне брати».
Читают также другой заговор:
«Матерь Божия ходила, зелья-травы родила. Что надо, поливала, нам на помощь давала».
Подойдя к растению, нужно было повернуться на восток, перекреститься с молитвой, потом вырвать растение, произнося заговор.
Для лечения определенного человека от определенной болезни читался заговор:
«Копаю зелье, цвет ясный, желтый да лазоревый, копаю зелье, траву да коренья крещеному рабу Божию (имя и отчество) на помощь».
Произносили трижды при сборе лекарственного растения.
В некоторых местностях сохранился обычай при сборе бузины класть под куст кусочек хлеба или соль. Это, по-видимому, своеобразная форма жертвоприношения земле-кормилице.
Если лекарственные растения заготавливали женщины, то это могли быть исключительно девочки-подростки до полового созревания или пожилые женщины, у которых прекратилась половая активность.
Если заготовкой лекарственных растений занималась молодая женщина, то ей запрещалось собирать растения в период менструаций. В это время ее энергетика сильно действует на окружающую среду. Выделяются особые вещества, которые губительно действуют на растения.
Сборщик растений перед сбором должен очиститься духовно и физически. Необходимо обязательно попариться в бане, надеть чистое белье. Белье, пропитанное запахом пота, разрушающе действует на лекарственные свойства собранных растений.
Растения будто бы переживают так же, как и человек, истинные стрессы, катаклизмы. В клетках растений под воздействием современных ядов вырабатываются сильнейшие противоядия, иногда очень опасные для человека. Поэтому очень важны места сбора растений. Их нельзя собирать близ автотрасс и других дорог с автомобильным движением. Не годятся для этой цели городские парки, скверы, уличные насаждения. В наше время для сбора трав нужно как можно дальше уходить от промышленных зон, от человеческого жилья. Народные целители советовали избегать места с нечистотами, кладбища, леса, сожженные огнем, и территории, опустошенные насекомыми. Считалось, что травы, применяемые при гинекологических заболеваниях, нужно собирать вдали от жилых мест, там, где не слышно пения петуха. Если нужно собирать травы от болезней жара, надо идти во влажные, прохладные места, а от болезней слизи и холода — в высокие, сухие, продуваемые ветром места. Слабительные лекарственные растения надо собирать осенью, когда растения высыхают. Рвотные — в период распускания почек, особенно в период растущей Луны.
Лекарства, собранные во время солнечных или лунных затмений, по поверьям знахарей, превращаются в яд. Народные лекари полагали, что большинство трав полностью созревает и цветет в период летнего солнцестояния (на Ивана Купалу). Предполагается, что в это время лекарственные травы обладают наибольшей целительной силой и их необходимо собирать.
Считается, что травы, собранные утром, обладают наибольшей целительной способностью, восстанавливают и укрепляют организм. Кору и корни рекомендовалось собирать с 16 до 18 час, ближе к закату. Для успокоения, усиления восстановительных процесров в организме считалось, что лучше всего собирать растения ночью.
Собирать травы во время дождя, грозы не рекомендовалось.
Сбор лекарственных трав приурочивали к различным религиозным праздникам. Собирали перед Троицей, накануне праздника Успения Богородицы, на Спаса (19 августа по старому стилю). Симон Зилот считался покровителем растений. Когда собирали травы на Симона Зилота, принято было читать про себя:
«Святой Авраам эти травы пахал, а Бог садил, а Спас родил, матерь Божия поливала и нам в помощь давала».
Травы, которые в лечебной магии использовались для снятия порчи, сглаза, должны быть собраны в определенное время. Например, мать-и-мачеху и мяту нужно было собирать на Иоанна Крестителя (Ивана Купалу), папоротник — на Троицу или 2-й день Троицы. Многие травы имели специфическое назначение: анютины глазки хороши от сглаза и кашля, барвинок помогает хранить семью, делает прочным брак, богородская трава помогает от порчи колдуна, василек помогает покойнику легче перейти в загробную жизнь и так далее.