Народные воззрения на целебную силу воды

Народные воззрения на целебную силу воды
Дожденосные тучи, посылающие на землю
древним народам небесными источниками и
в Ведах для обозначения облака. Чехи до
называют «студенцом», что во многих
значений этого слова) определяется как
народных заговорах выражение
одном заговоре читаем: «Посреди
буйными ветрами…»
Уподобляя небо всесвятому морю, наши
погружение солнца в морские воды,
дня, по их мнению, скрывались в безднах
выражения: «луна выплывает из-за туч»,
Так как весеннее небо есть хранилище
которые дают земле плодородие, одевают
народная фантазия сочетала с ним
царстве вечного лета. Облачные
всемолодящую влагу (амриту).
Светло-голубое блестящее небо лежит за
попасть в царство солнца, луны и звезд,
небесное же царство представлялось
метафора выступает в русских заговорах
Буяне. Чародейное слово заговоров,
обыкновенно начинается следующей
острове Буяне», без чего не сильно ни
сосредоточены все могучие силы природы.
В народных заговорах, сохранивших так
нередко присутствует мифический
Буян-островом. Лежит он на океане-море
эпитетом бел-горюч, плавает по
райской области, в царстве вечного
дева Заря. «На море, на океане, на
камень-алатырь; на том камне сидит
кровавые». Именем этого камня
заклинателя: «Кто камень-алатырь
Очевидно, что солнце уподоблялось
Народная загадка отличает алатырь от
к земле: «Что растет без корню? —
бел-горюч камень». Весьма знаменательно
о том, что из-под этого камня текут
и целение, то есть живая вода дождей,
урожай.
Одновременно с представлением неба
стала сближать носящиеся по нему облака
Плодотворящая сила, принадлежащая
всем ее олицетворяющим мифическим
исцеляющая от неплодия, напоминающая
Емеля-дурачок творит все, что ему ни
тождественна могучей щуке.
В народе известны суеверные приметы и
коренится в преданиях о мифической
пойманной весной, делали заключение о
толще к голове, лучше урожай будет от
поздних; икра ровная предвещает
Хребтовые кости щуки привешивали к
повальных болезней. Щучьи зубы собирали
укусила ни одна змея.
По белорусскому поверью: если перед
проживет более трех лет.
Гимны Ригведы приписывают птицам
божественной сомы (дождя). В зимние
недвижные, окованные льдами, и только с
разливаются бурными волнами и получают
весенних дождей совпадает в народных
весеннего половодья. Поэтому встреча с
предвещает счастье и успех (те же
наоборот — пустые ведра пророчат
У славян, как и у других
почетом пользуются роднит (ключи,
гор и возвышенностей, им приписывается
дождю. Об этих источниках ходят в
земных недр после удара в землю молнии,
гремячими. Некоторые из них, по
огненных стрел Ильи-пророка.
Под влиянием указанных воззрений воде
какие приписывались весеннему дождю, а
а) Сила
К родникам и криницам издревле
следовательно, ожидали и просили
Перед посевом некоторые крестьяне
ключевую воду и смачивали ею
смачивали зерна речной водой в
надеждой на несомненный успех.
б) Сила
Живая вода весенних дождей возрождает
божественный напиток, прогоняющий
здоровье и крепость мышц. Народные
многие ее животворные свойства.
И огонь, и вода — стихии светлые, не
сжигает, а вода смывает и топит всякие
причислялись в старину и болезни.
Наряду с окуриванием больного,
высеканием искр над болячками и тому
употребляет обливание водой, омовение,
заклятиями на болезнь, чтобы она
удалилась.
По преимуществу лечебные свойства
болезней, приписываемых сглазу, рано на
зачерпывали воду по течению, закрывали
оглядываясь; потом опускали в
угля, частичку печины (печной глины),
или обливали его по два раза в сутки на
«С гуся вода, с лебедя вода, с тебя —
этой воды, смачивали ею грудь против
чашке, выливали под притолоку.
Целебная сила присваивается воде,
символу дождя, ниспадающего из
выражению, должна быть непитая,
не для обычных нужд человека. Черпают
символ всеоживляю-щей весны: оно
земных источников превращает в
горячие угли указывают на связь
Вместо горячих углей пользуются и
бога-громовика. Так, от испуга
которой был выкупан петух, — птица,
очага. Нередко в воду, предназначенную
стрелку, или, знахарь, читая заговор,
перерезает ее накрест острием ножа.
В Украине на «Водохрещи» умываются от
красная калина; сверх того, повсюду в
ею с серебра и золота, то есть погружая
кольцо; такое умывание, по поверью,
калины считалась символом Перуна, а
молниеносных стрел.
При раскатах первого весеннего грома
живительные свойства, и потому в эту
малые — спешат к криницам и умываются
горячие угли, громовые стрелы,
ветка калины, серебро, золото в
символическое значение, равносильное
Немцы считают, что купание в источниках
четверг — день, посвященный Донару; в
мелкую монету в воду и промывают ею
В чистый четверг купаются от чесотки и
обливают себя и своих лошадей холодной
перед восходом солнца, чтобы не
следующего года.
Бытовало убеждение, что лошади от
лихого глаза, поэтому в известные дни
серебра. При падежах скота переправляли
молебен св.Власию.
Такие целебные свойства в эпоху
освященной по церковному уставу.
пользуется в народе особенным
года — на случай болезней, окропляют ею
портится.
Несмотря на трескучие крещенские
после освящения воды; почерпнутой
Считалось, что вода, вытаянная из
судороги, головокружение, онемение в
колодец делает его неиссякаемым в
выпало ни единой капли дождя.
Живительными свойствами обладает вода и
Христианское воззрение на воду, которой
грех, слилось у народа с поверьями,
солнечных поворотов на Коляду и Купалу
дождящего и дарующего урожаи Перуна.
Вода смывает призоры* и хворости и
ключевую воду, предназначенную для
В гимнах Вед вода призывается дать
язвы грехов.
По преданиям наших предков, всякому
предшествовать омовение; заговоры
божий, в чистое поле, становюсь на
или ключевой водою…»
в)
Живая вода небесных колодцев — амрита,
высшей мудрости. Отсюда возникали
незамужние девушки плели зеленые венки
поплывет по течению — той сулит он
одном месте — у той свадьба
смерть или безбрачная жизнь.
В среду на первой неделе Великого поста
прислушиваться — как шумит вода, и по
если вода шумит, как мельничный жернов,
прислушивались у рек, озер и колодцев и
предстоящей зиме: будет ли она тихая
сильными морозами**.
Вода, безусловно, один из древнейших и
христианской точки зрения
аспекта ее символики. Первый аспект
не может быть жизни, поэтому древний
субстанцию мира… «и Дух Божий носился
Но если вода изображает и символизирует
также символом разрушения и смерти. Она
образ иррационального, неуправляемого,
аспект.
Третий аспект: вода — символ очищения,
обновления. Эта символика пронизывает
творении, грехопадении и спасении. В
само творение. В повествованиях о
фараона и его колесниц в волнах
гнева, суда и смерти.
И, наконец, вода как средство очищения,
Иоанна Предтечи, в погружении Христа в
наставлении «идите и крестите…»
Крещение начинается с
«Благословенно Царство Отца и Сына и
веков. Аминь»
Таинство крещения есть переход, путь.
назначение: Царство Божие. Далее
«О еже освятшпися воде ей, силою и
В начале творения Святой Дух «носился
в космос. И сейчас именно Его
снова претворяют падший мир в космос и
«О еже низпослатися ей благодати
Очищенная и восстановленная в своей
превратиться в нечто большее: Своим
Христос превратил ее в силу искупления
искупления в этом мире.
«О еже npuumu на воду сию
Крещение Иисуса Христа в Иордане было
проявлением Отца, Сына и Святаго Духа.
получить это откровение, познать
Богом.
Приводим еще
«О еже быти ему сраслену и причастнику
нашего-»
Вода как смерть и
«О еже сохраншпи ему одежду крещения, и
день страшний Христа Бога нашего™»
Чтобы он остался верным своему
и силой своей жизни, постоянным судом,
правилом.
«О еже быти ему воде сей бани
нетления…»
Чтобы все, что церковь знает и
дано и получено, исполнено и воспринято
конкретной личности.
Из вышесказанного становится понятным,
крещения, и это откровение бывает как
крещением. Само освящение воды в своей
крещения, его поистине космическое
свои благодатные ливни, представлялись
колодцами. Слово колодец употребляется
сих пор туман или мглу около месяца
славянских языках (кроме прочих
«колодец, криница, родник». В русских
«океан-море» означает небо. Так, в
океан-моря выходила туча грозовая с

предки в вечернем закате видели
ночные светила, исчезающие с рассветом
океана. До сих пор употребительны
«месяц плывет по небу».
теплых лучей солнца и живой воды,
ее роскошной зеленью и цветами, то
представление о рае, или благодатном
источники заключали в себе бессмертную,

облаками, или за дождевым морем; чтобы
нужно было переплывать воздушные воды,
островом. С особой наглядностью эта
— там, где говорится о чудном острове
обращенное к стихийным божествам,
формулой: «На море, на океане, на
одно заклятие. На острове Буяне

много древнейших поэтических выражений,
алатырь-камень в тесной связи с
или на острове Буяне и обозначается
воздушному океану-небу и хранится в
лета. На том камне восседает красная
острове Буяне лежит бел-горюч
красная девица И зашивает раны
скрепляется чародейное слово
изгложет, тот мой заговор превозможет».
белому, горючему камню.
обыкновенных скал, твердо прикрепленных
спрашивает загадка и отвечает:
свидетельство стиха о Голубиной книге,
источники, дающие всему миру пропитание
воскрешающая природу и дающая земле

воздушным океаном поэтическая фантазия
и тучи с рыбами.
весенней дождевой туче, свойственна
рыбам. Чудесная рыба из сказок,
сказочную щуку, с помощью которой
пожелается. Золотая рыбка из сказки

лечебные средства, основа которых
рыбе-туче. Так, по первой щуке,
будущем урожае хлеба: если икра в щуке
ранних посевов, а если к хвосту — то от
посредственный урожай.
воротам как средство, предохраняющее от
и носили при себе, чтобы летом не

рыбаком плеснет хвостом щука, он не

похищение из темных затворов туч
месяцы воды покоятся мертвые,
наступлением весны они оживают,
плодотворящие свойства.’Живая вода
убеждениях с журчащими потоками
человеком, несущим ведра, полные водой,
предвещания Посылает и дождь), и
неудачу.
индоевропейских народов, наибольшим
студенцы, криницы) и реки, стекающие с
та же чудодейственная сила, что и
народе сказания, что они явились из
поэтому они и называются громовыми,
народным преданиям, потекли от удара

были приписаны те же чудесные свойства,
именно:
плодородия
обращались с мольбой о дожде, от них,
изобилия плодов земных.
поутру выходили к сту-денцам, черпали
заготовленные семена; другие же
продолжение трех утренних зорь, с

целебная, очистительная
природу и потому принимается за
демонов, дарующий красоту, молодость,
верования вообще связывают с водой

терпящие ничего нечистого: огонь
напасти, злых духов, к которым

перенесением его через пылающий костер,
подобными средствами, народная медицина
взбрызгивание, сопровождая все это
покинула человека или животное и

приписываются ключевой воде. На Руси от
утренней заре отправлялись к ключу,
посуду и возвращались домой молча и не
принесенную воду один или три горячих
щепоть соли и взбрызгивали ею больного
заре утренней и вечерней, с приговором:
худоба». Иногда давали больному испить
сердца, и затем все, что оставалось в

взятой из горного источника, как
горы-тучи; вода эта, по народному
неотведанная, ибо она предназначается
ее на утренней заре, потому что утро —
прогоняет демонов ночного мрака и воды
чудодейственную амриту; печина и
воды-дождя с огнем-молнией.
другими символическими знамениями
взбрызгивают и окачивают водою, в
посвященная богу грома и богу домашнего
для омовения больного, кладут громовую
берет налитую воду и несколько раз

коросты водой, в которую положена
обычае пить наговорную воду и умываться
в чашу серебряную монету или золотое
спасает от удара молнии. Ветка красной
серебро и золото — блеском его

вода, по народному поверью, получает
благодатную пору все — и большие и
на счастье и здоровье. Очевидно, что
раскаленные камни, острый нож, петух,
вышеприведенных обрядах имеют
удару весенней грозы.
наиболее действенно, если совершается в
этот день перед восходом солнца бросают
больные глаза.
других кожных болезней. Здоровые же
водой или купаются в прудах и реках
настигли их болезни в течение всего

ключевой воды добреют и не боятся
их водили к источникам и поили с
стада через проточную воду и служили

христианства стали соединять с водой,
Богоявленская, или крещенская, вода
уважением. Многие хранят ее до Нового
дома и хлевы и уверяют, что она не

морозы, больных погружали в прорубь
оттуда водой умывали хворых младенцев.
крещенского снега, может лечить
ногах и другие недуги и вылитая в
продолжение целого лета, хотя бы не

в праздник Купалы, то есть 24 июня.
в таинстве крещения омывается ветхий
унаследованными от язычества. В дни
славяне-язычники чествовали подвиги

уносит их своею волною, поэтому
лечения больного, берут по течению.
исцеление телу от болезней, а душе от

обращению к божествам должно
обычно начинаются формулой: «Иду я, раб
восток красного солнца, умываюсь росою

Сила вещая
по преданиям, наделяет людей дарами
гадания водой. На Троицу и семик
и бросали их в реки и ручьи: чей венок
скорое замужество, чей закружится на
расстроится, а чей потонет — ту ожидает

ходили на Руси к родникам и речкам
ее шуму определяли, какое будет лето:
ожидать летом больших гроз. 30 ноября
по шуму и тишине воды делали вывод о
(умеренная) или суровая, с бурями и

всеобщих религиозных символов. С
представляются важными три основных
может быть назван космическим. Без воды
человек видит в ней первичную
над водою». (Быт 1, 2).
мир как космос и жизнь, она является
темное обиталище демонических сил,
изначального в мире — и это ее второй

чистоты и отсюда -возрождения и
все библейское повествование о
первой главе книги Бытия вода знаменует
всемирном потопе и об уничтожении
Красного моря вода является воплощением

покаяния и прощения в крещении св.
воды Иордана, в Его последнем

торжественного освящения воды возгласом:
Святаго Духа, ныне и присно и во веки

Начальные слова объявляют конечное
добавляются особые прошения:
действом, и наитием Святаго Духа…»
над водою», творя мир, преобразуя хаос
нисхождение, Его сила, Его действие
жизнь.
избавления, благословению Иорданову.»
первозданной природе, вода должна
погружением в Иордан, Своим крещением
всех людей, в носительницу благодати

чистительному Пресущественния Троицы действу-))
первым явлением Троицы миру,
Поэтому быть искупленным означает
Троицу, пребывать в единении с Троичным

несколько прошений:
Смерти и Воскресения Христа Бога

вода как воскресение.
обручение Духа нескверно и непорочно, в

крещению, живя им, делая его источником
критерием, вдохновением, жизненным

пакибытия, оставлению грехов и одежди

открывает о значении крещения, было
в этом конкретном крещении, в этой

что именно вода открывает нам значение
раз во время освящения воды перед
сути раскрывает все стороны таинства
содержание и глубину.