Лечение звуком

Лечение звуком
С незапамятных времен люди знали, что
В славянском эпосе ему отведена
молитва, медитативные упражнения,
психорегуляции — это прежде всего звук.
Известно, что Эскулап, греческий врач,
нервной системы громкой игрой на трубе
Пифагор лечил многие болезни духа, души
специальные музыкальные композиции или
Гомера и Гесиода. В своем университете
пением: утром для того чтобы очистить
подходящую дню, вечером пение должно
весеннее равноденствие Пифагор собирал
стоял один из них, дирижируя хору и
Терапевтическая музыка Пифагора
Ямвлихом: «И некоторые мелодии были
пассивность души, чтобы не теряла она
показал в этом себя большим мастером.
против ярости и гнева, против
которые умеряли желания».
Пифагор отдавал столь явное
предупреждал своих учеников против
флейты и цимбал. Он далее утверждал,
иррациональных влияний торжественным
аккомпанировать на лире. Пифагор
монохорд с одной струной, прикрепленный
нижним — к абсолютной материи. Планеты
производят определенные звуки,
зависимости от величины, быстроты
наиболее далекая планета, давал самый
— самый высокий. Наиболее принятым
между сферой Земли и сферой неподвижных
сферы Луны — один тон, от сферы Луны до
до Венеры — полтона; от Венеры до
один тон; от Марса до Юпитера —
полтона; от Сатурна до неподвижных
равна 6 тонам октавы!
Греческие философы считали, что когда
полную гармонию, которая восходит как
древние инструменты имели семь струн,
человеческого тела и семью планетами.
песни семью привычными звуками,
звуки. Один из гимнов содержал
тонов воздают хвалу Тебе, Великий Бог,
другом гимне Божество так описывает
всего мира, настроенная на песни
Существует предание, что только Пифагор
Месопотамии (халдеи) также осознавали,
гимн по мере их движения по небу.
Шекспир в «Венецианском купце» пишет:
не пела бы голосами ангелов».
существует, имеет голос и что все
Человек не смог удержать в себе эти
в иллюзиях материального существования.
низменного мира с его ограничениями
опять зазвучит, как в Золотой век.
Существует народное поверье, что доброе
того, кому оно было сказано, и
пожелания влекут за собой болезни,
цветущего здоровья от слова проклятия,
медицина при лечении различных
могущество заговорного слова.
Вот что пишет А. Афанасьев о рождении
как выражение духовных стремлений
о силах обоготворенной природы и как
отделилось от ежедневного обиходного
размером. Священное значение речи,
его волю, требовало выражения
все народы на первоначальных ступенях
звучнее, приятнее говорит уху и легче
народа были и первыми его песнопениями,
поэтического одушевления, какое
природе, и воззрением на нее как на
впечатлений ума, и творческою силою
пластичных, живописующих образах. От
неподдельным духом поэзии, заговоры
описанием природы, в них замечается
должно сказать и о других произведениях
устах поселян. Издревле поэзия
поэты были провозвестниками
одаренными высшей мудростью, чародеями
…Но как вещее слово поэтов (= язык
заключало в себе сверхъестественные
мантра еще в эпоху Вед переходит в
могучее, исполненное неотразимой силой
состоянии воспротивиться и отказать.
заклятие своими заповедными,
творить то же, что творят небесные
…С течением времени священные гимны
мантры и не столько прославляют и молят
заклинают) исполнить желание человека.
Вещие жены и знахари позднейшей эпохи,
языческой стариною, всю сущность дела
и сопутствующих ему обрядов.
В наших заклинаниях (= заговорах),
должны были подвергнуться в течение
различить те любопытные черты, которые
были молитвы, обращенные к стихийным
некогда молитвенное возношение, и до
силы заговора, отчасти оставленная — из
заговоры, прежде самого заклинания или
обрядовых подробностей, с которыми в
священному делу:
«Вставала я раба божия в красную
светлым-светло), умывалась ключевою
белым платом, пошла из дверей в двери,
чистом поле охороши-лась, на все четыре
«Кланяться», «бить челом» было
выражал свою покорность перед богами,
к востоку — туда, где восходит
солнце, прогоняющее нечистую силу мрака
исстари соблюдалось в молитвенных
возводятся, как того требуют обычаи,
По русскому поверью, испорченные и
как с той стороны, откуда восходит
могучая, которая может противостоять
заговор действует целебно только тогда,
ранним утром.
Молитвы также возглашались и при
месяца и возжении блестящих звезд, при
умывались вечерней росой; тем не менее
поутру и на восток, ибо с этим временем
воскресающем царе вселенной, о
благих дарах, ниспосылаемых богами
зычным голосом*, и доселе большая часть
небу, светилам, зорям, грому, ветрам и
Например: «Матушка Зоря Вечерняя,
потухаете-поблекаете, так бы и болезни
поблекли — денные, ночные и
серебряные рожки, златые твои ножки!
скорбь, унеси боль под облака. Моя
могуча, мне скорби не перенесть, а
Поэтические обращения Ярославны к
прекрасный пример старинного заклятия.
Прибегая к обожествленным светилам и
и защиты от всяких бед, древний человек
что выражается в заговорах следующими
красное солнце, под светел месяц, под
стану я раб божий в чистом поле на
моего, облаками облачуся, небесами
солнце, подпояшусь светлыми зорями,
стрелами — от всякого злаго недуга…»
В эпоху христианскую эти древнейшие
подновляются подстановкой имен
святых угодников; в народные заговоры
принадлежащих новому вероучению, и
представлениями о могучих силах
отождествляется с божеством дневного
зорею, Илья-пророк, Николай-угодник и
Перуна…
Когда древние молебные воззвания
была признана именно за тем поэтическим
выражениями, которые исстари считались
священное откровение вещим избранникам,
Заговоры обыкновенно заканчиваются
— «Слово мое не прейдет вовек!», —
тверже камня, лепче клею и серы,
крепче булата; что задумано, то
как камень-алатырь!», — «Кто
заговор превозможет!» или «Тем моим
отныне и вовеку!», то есть одна только
изгрызть облачную скалу и которая
зимним холодом, — сила неба с его
превозмочь заговор.
Могущество заговорного слова
стихиями, вызывать громы, бурю, дожди,
бесплодие, умножать богатство, плодить
даровать человеку счастье, здоровье,
бедствиям, прогонять от хворого болезни
раны, останавливать кровь, превращать
кратко говоря, слово это может творить
благотворные и зловредные влияния всей
С некоторыми апокрифическими молитвами
силу; таков, например, «Сон
утверждали, что тот, кто его читает или
благополучии, телесном здравии,
начальства будет в милости и
людей, в лесу — от зверья и гадов, в
оружия; по словам народного стиха:
Кто эту молитву знает, Трижды в день
потопу, От огня — от пламя, От лихого
звук обладает особой чудотворной силой.
мистическая роль. Воинский клич,
некоторые чудодейственные приемы

лечил радикулит и другие болезни
перед пациентом.
и тела, играя составленные им
читая в присутствии больного отрывки из
в Кротоне Пифагор начинал и кончал день
ум от сна и возбудить активность,
было успокоить и настроить на отдых. В
своих учеников в круг, посреди которого
аккомпанируя на лире.
описывалась античным философом
выдуманы для того, чтобы лечить
надежды и не оплакивала себя, и Пифагор
Другие же мелодии использовались им
заблуждений души. А были еще мелодии,

предпочтение струнным инструментам, что
дозволения ушам прислушиваться к звукам
что душа должна быть очищена от
пением, которому следует
рассматривал Вселенную как громаднейший
верхним концом к абсолютному духу, а
при своем вращении вокруг Земли
отличающиеся друг от друга в
движения и удаления от Земли. Сатурн,
низкий звук, а Луна, ближайшая планета,
порядком музыкальных интервалов планет
звезд считался такой: от сферы Земли до
сферы Меркурия — полтона; от Меркурия
Солнца — полтона; от Солнца до Марса —
полтона; от Юпитера до Сатурна —
звезд — полтона. Сумма этих интервалов

семь небес поют вместе, они создают
вечная слава к трону Творца. Многие
которые соотносились с семью органами
Египтяне ограничивали свои священные
запрещая произносить в храме иные
следующее заклинание: «Семь звуковых
вечно творящий Отец всей Вселенной». В
себя: «Я великая неразрушимая лира
небес».
слышал музыку сфер. Древние племена
что небесные тела исполняют космический

«Такой орбиты, даже малой, нет, которая
Пифагорейцы верили, что все, что
создания вечно поют хвалу Создателю.
мелодии, потому что его душа запуталась
Когда он освободит себя от бремени
чувственным восприятием, музыка сфер

слово приводит к добру, успеху в делах
наоборот, слова проклятия, злые
неудачи. Известны случаи смерти людей
сказанного вслед. Поэтому народная
заболеваний широко опирается на

заговора: «В самую раннюю эпоху слово
человека, как хранилище его наблюдений
средство для сообщения с богами резко
разговора эпическим тоном истихотворным
обращенной к божеству или передающей
торжественного, стройного; кроме того,
развития любят песенный склад, который
напечатляется в памяти. Первые молитвы
они являлись плодом того сильного
условливалось и близостью человека к
существо живое, и яркостью первичных
древнейшего языка, обозначающего все в
священных гимнов Вед веет истинным,
наши также исполнены мастерским
метр и подчас народная рифма: то же
народной фантазии, доселе живущих в
признавалась за некое священнодействие;
Божественной воли, людьми вещими,
и жрецами.
богов), по мнению древнего народа,
чародейные свойства, так молитва =
заклятие или заговор, то есть в такое
воззвание, которому сами боги не в
Вместе с этим рождается убеждение, что
вернопроизнесенными формулами может
владыки.
мало-помалу теряют первоначальные черты
богов, сколько требуют от них (=

утратив непосредственную связь с
полагают в могуществе чародейного слова

несмотря на искажения, какими они
столь долгих веков, еще теперь можно
свидетельствуют, что первоначально это
божествам. Обстановка, сопровождавшая
сих пор считается необходимым условием
обряда перешла в формулу. Некоторые
мольбы, предлагают описание тех
древности надо было приступать к этому

утреннюю зорю (или: раным-рано,
водою (или: утреннею росою), утиралась
из ворот в вороты — в чистое поле. В
стороны поклонилась…»
древнейшей формой, в которой человек
благоговейное поклонение им; обращение
верховное божество света — ясное
и оживляющее пробуждающую природу,
возношениях у всех народов, и храмы
обращенными на восток.
больные могут ожидать помощи не иначе
красное солнышко: там скрыта сила
всякой порче. Поэтому думают, что
когда произносится натощак, то есть

вечерней зоре и ночью при восходе
этом, следуя старинному обряду,
преимущественно молитвы совершались
и с этою стороною соединялась мысль о
возрождающейся жизни и вместе с тем о
смертным. Заговоры произносили звонким
их состоит из молитвенных обращений к
другим стихийным божествам…
Утренняя, Полуночная! Как вы тихо
и скорби в рабе божьем (имя) потухли и
полуночные». — «Месяц, ты месяц —
Сойди ты, Месяц, сними мою зубную
скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила
твоей силе перенесть».
солнцу, ветрам и Днепру представляют

стихиям, испрашивая у них даров счастья
отдавал себя под их священный покров,
формулами: «Пойду я в чисто поле — под
частые звезды, под полетные облака;
ровное место, что на престол Господа
покроюся, на главу свою кладу красное
обтычуся частыми звездами, что вострыми

воззвания к стихийным божествам
Спасителя, Богородицы, апостолов и
проникает примесь воззрений,
сливается воедино с языческими
природы: Христос — «праведное солнце» —
света, Пречистая Дева — с красною
Георгий-победоносец заступают место

перешли в заклятия, чародейная сила их
словом, за теми поэтическими
за внушение самих богов, за их
прорицателям и поэтам.
такими формулами: «Слово мое крепко!»,
«Будьте мои слова крепки и лепки,
сольчей соли, вострей меча-самосека,
исполнится!», — «…мой заговор крепок,
камень-алатырь изгложет, тот мой
словам небо — ключ, земля — замок
Божественная сила, которая может
весною отпирает недра земли, замкнутые
весенними грозами в состоянии

безгранично: оно может управлять
град и задерживать их, творить урожаи и
стада и истреблять их чумною заразою,
успех в промыслах и подвергать его
и насылать их на здорового, заживлять
людей в животных, деревья в камни,
чудеса, подчиняя воле заклинателя
обожествленной природы.
народ соединяет такую же чародейную
Богородицы», о котором грамотники
при себе носит, будет жить во всяком
изобилии, мире и тишине, в судах и у
заступлении, в пути — безопасен от злых
воде — от потопления, в бою — от

читает, Спасен бывает: От воды и от
человека, От напрасной смерти.

Для того чтобы заклятие достигло своей
верное знание его вещих формул; коль
извращены, заклятие не в силах помочь
По глубокому убеждению первобытных
чародейной силою: на этой основе
всех индоевропейских народов, что слово
приветствий (здравиц, то есть пожеланий
«заздравных» кубках) призывает на того,
довольство, крепость тела и успех в
злого пожелания влечет за собою гибель,
есть доброе, благое слово— точно также
По ирландскому поверью, выговоренное
в каждое мгновенье может пасть на того,
цели, признавалось необходимым точное,
скоро формулы эти позабыты или
ни смертным, ни богам.
племен, слово человеческое обладало
возросло верование, живущее доселе у
благословения, доброго пожелания и
здоровья при встрече и на пиру при
кому оно высказывается, счастье,
делах; наоборот, слово проклятия или
болезни и разные беды. Благословение
как проклятие — злое, недоброе слово…
проклятие семь лет носится в воздухе, и
против кого было вымолвлено».